Marginalia. Заметки на полях (leo_nafta) wrote,
Marginalia. Заметки на полях
leo_nafta

Categories:

Шеллинг и марксизм

Навеяно чтением шедевральной и монументальной (почти в 1000 страниц) философской биографии Шеллинга, написанной Куно Фишером.

В продолжение предыдущего поста о решении Шеллингом проблемы свободы. По сути, шеллингова теория "отпадения" зла от Бога основана на старом диалектическом противопоставлении Я и не-Я: Бог созерцает себя в своей абсолютной копии, в своём ином.

Но это - аналог продукта в процессе производства. Это и есть отчуждение, которому Маркс посвятил столько строк - и которое, подхваченное затем марксистами, стало объектом "философского мародёрства" (по выражению Мих. Лифшица).

И вся "одиссея Духа" - это снятие отчуждения и восстановление единства. Таким образом, Шеллинг оказывается не меньшим предтечей марксизма, чем Гегель. Лекции Шеллинга были известны Марксу (а 20-летний Энгельс-гегельянец даже написал полемическую статью "Шеллинг и откровение"). И не так важно, что для М & Э (как левых гегельянцев) поздний Шеллинг (берлинского периода) - фигура одиозная. Они прекрасно понимали, что без Шеллинга не было бы и Гегеля, без Гегеля - и самих М & Э. Поэтому марксизм - наследник ВСЕЙ немецкой классической философии. В том числе - и Шеллинга.

В этой связи все уклоны и тенденции внутри марксизма можно рассматривать как неосознанные (но необходимые логически) проявления абстрактных моментов конкретного целого - немецкого идеализма.

В качестве прибавления - моя статья о связи "Системы трансцендентального идеализма" Шеллинга и теории прибавочной стоимости Маркса. Заметка старая, написана аж 7 лет назад, в годы марксисткой юности - но истинности не утратила.
Tags: Гегель, Дух, Куно Фишер, Лифшиц, Маркс, Шеллинг, Энгельс, марксизм
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author