Marginalia. Заметки на полях (leo_nafta) wrote,
Marginalia. Заметки на полях
leo_nafta

Category:

"Умница Уилл Хантинг" или "Горе от ума" по-американски



Фильм известный, поэтому подробно рассказывать сюжетную фабулу смысла нет. Уилл Хантинг - 20-летний парень из Саути, пролетарского пригорода Бостона. Скромный уборщик в местном университете и вообще миляга-парень, Уилл всегда не против выпить и побузить со своими друзьями - и потому у него хронические проблемы с законом. И всё бы как всегда, как у миллионов - но наш герой - вундеркинд-самоучка: он запойно читает книги в публичной библиотеке, по памяти цитирует Шекспира и монографии по истории - но особенные способности обнаруживает в математике. Вот только после очередной стычки "на районе" Хантинга упекают на несколько месяцев за решётку - так бы и сгинул самородок в мутном водовороте своей пролетарской жизни - если бы не заметил его профессор математики. Заметил - и вытащил из каталажки, с условием сконцентрироваться на математике - и начать посещать психотерапевта... Такова завязка.

Если смотрели - дальнейшие события Вам известны, если нет - обязательно посмотрите.

Мы же о сути. Никто из критиков не обратил внимания, что фильм пропагандирует левацкие взгляды на образование и интеллект в целом. Ум не зависит от количества денег: эпизод в студенческом баре, когда происходит интеллектуальная баталия Уилла с местным зазнайкой-историком - прекрасная иллюстрация сего тезиса. Студент пытается показать интеллектуальную нищету Уилла сотоварищи, сыплет ссылками на научные монографии, даже марксистскую теорию Гражданской войны между Севером и Югом вспоминает - но получает аргументированный и убийственный ответ Хантинга. Историко-алкогольный диспут закончен - и всезнайка вынужден ретироваться. "Зачем тратить 150 тысяч на образование, которое можно получить за 1,5 бакса в публичной библиотеке?" - резюмирует умница Уилл.

Марксизм, надо сказать, в фильме появляется не раз: уже при первой встрече Хантинга с психотерапевтом они обмениваются мнениями - что читать по истории США? Оба отвергают официозный многотомник, Уилл рекомендует книгу левака Говарда Зинна, психотерапевт вспоминает Ноама Хомского - патриарха академического левачества в США. Российскому зрителю эти имена и книги ничего не скажут - для американцев же само упоминание есть свидетельство левацкой направленности фильма. И думается, режиссёр Ван Сент не случайно заявил эту свою политическую ангажированность.

Итак, во-1-х, деньги не определяют и не подразумевают ум. Во-2-х, многознание уму не научает, как заметил 2500 лет назад Гераклит. Примеров с образованными глупцами в фильме предостаточно. Но тогда какова природа недюжинного интеллекта Уилла, откуда этот ум у нашего умницы? Ум не зависит от классовой принадлежности, верно - но нет ли тут апологии интеллектуальной элитарности: дескать, ум даётся от рождения - кому уж как повезло. Фильм не даёт прямого ответа - это же не философский трактат! - но оставляет намёк в духе наивного платонизма. У Платона души ещё до рождения созерцали идеи - и упав в свои тела, родившись на Земле - всё позабыли и всю жизнь мучительно припоминают виденное в царстве идей. Это припоминание (анамнезис) Платон и считал познанием. Уилл Хантинг тоже как будто не открывает для себя новое - а быстро и легко вспоминает данное виденное и познанное. Такой вот платонизм.

Не обошлось в фильме без американского предпринимательского духа - герой-гений имеет всё: предложения высокооплачиваемой и престижной работы, у него взаимная любовь с красивой, умной и богатой девушкой - но Уилл отказывается от всего. Ему милее друзья с района и работа на стройке - и традиционные пятничные пирушки. Горе от ума по-американски. Конечно, Уилл в итоге прозревает - и мчится на встрече своей судьбе, широко раскрывающей свои объятия.

В нашей России эта сюжетная линия смотрится фальшиво: у нас Горе от ума диаметрально противоположно - умные люди гибнут в небытии тусклой повседневной рутины - ибо их ум никому не нужен, и самореализоваться невозможно. Для Хантинга же все дороги раскрыты, все падают ниц перед его интеллектом - а он упорствует: не хочу я этой сытой жизни!..

Впрочем, это различие в горе от ума и есть реальное отличие России и США.
Tags: Платон, кино, марксизм, рецензии
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author